Брюссель приветствует освобождение Луценко, но судьба торгового соглашения остается неясной
После изгнания в прошлом месяцесоюзника Тимошенко Сергея Власенко из Верховной Рады, и решения суда от 4 апреля, которым Луценко было отказано в удовлетворении его ходатайства о помиловании, Европа столкнулась с перспективой того, что Киев, возможно, готовится захлопнуть дверь для соглашения.
Журнал The Economist недавно высказал такую озабоченность:
"Когда Россия оказывает нажим на Украину, чтобы та вступила в Евразийский союз, а Европейский союз по-прежнему пытается заманить Украину в соглашение об ассоциации и свободной торговле, выбор Януковича, как представляется, состоит в том, чтобы не делать ни того, ни другого -оправдывая название Украины, которое имеет значение «пограничная территория".
Освобождение Луценко ставит в некоторой степени под вопрос однозначность этого вывода, но далеко не в полной мере, поскольку на пути отношений Украины и ЕСпо-прежнему стоят другие проблемы: прежде всего судьба г-жи Тимошенко, но также и целый ряд правовых, судебных и избирательных реформ, провести которые Брюссель потребовал на последнем саммите Украина-ЕС 25 февраля.
Может ли Янукович позволить себе удовлетворить все требования Европы? И пойдет ли он на это? С учетом оказанной Луценко поддержки, когда тысячи украинцев собрались на митинг у памятника Шевченко напротив университета, ему следовало бы предположить, что по поводу освобождения г-жи Тимошенко будут иметь место сцены куда большего ликования.
В своей статье в New York Times, опубликованной до того, как президент помиловал г-на Луценко, бывший посол США в Украине Джон Хербст, отметил следующее:
"Г-н Янукович, похоже, не считает, что формальная ассоциация с Европейским Союзом стоит освобождения из тюрьмы ведущего лидера оппозиции Юлии Тимошенко".
Освобождение Луценко не отменяет этот вывод. Янукович по-прежнему стоит перед той же дилеммой, с которой он столкнулся в последние полтора года: стоит ли умиротворение "Европы" тех политических потрясений, которые, скорее всего, повлечет освобождение Тимошенко? Помимо дела Тимошенко, при исполнении требований Европы о всеобъемлющих правовой, судебной и избирательной реформах, администрация рискует собственной дестабилизацией, как это указывает Анастасия Береза из УНИАН.Перевешивают ли политические выгоды заключения Соглашения об ассоциации политические издержки нахождения г-жи Тимошенко на свободе в преддверии президентских выборов 2015 года?
Янукович стоит перед необходимостью заплатить потенциально ошеломляющую политическую цену за соглашение, которое предполагает лишь незначительные реальные выгоды. Г-н Хербст, который поддерживает заключение Украиной Соглашения об ассоциации, не потрудился указать хотя бы одну выгоду, которую оно может принести, помимо расширения торговли. Но это тавтология - ясно, что устранение торговых ограничений увеличит торговлю. Однако история более сложна: Европа переживает экономическую стагнацию и, как ожидается, будет оставаться в таком положении в течение некоторого времени; она не способна как локомотив вытащить Украину из депрессивного состояния, и уж тем более помочь ей добиться экономической модернизации. Кроме того, Соглашение об ассоциации содержит положения, которые однозначно противоречат украинским интересам:
- Украина будет обязана будет перевести 30 000 километров железнодорожных путей и подвижной состав из более чем 140 000 вагонов и 6000 локомотивов на европейскую аппаратуру и стандарты. Нигде не говориться о том, откуда должны поступить деньги;
- Украина будет обязана открыть свой военно-промышленный комплекс для предложений из Европы. На данный момент военная промышленность Украины экспортирует немного и продает в основном внутри страны ведомствам, отвечающим за национальную безопасность. С принятием СА Украина может ожидать, что лишиться и этих заказов;
- Украинские экспортеры электроэнергии, газа и нефти будут обязаны продавать эту продукцию по ценам не выше чем те, которые складываются на внутреннем рынке. Это повысит затраты для внутреннего потребителя, поскольку на рынок в поисках дешевых энергоносителей ринутся внешние покупатели. Это может доставить удовольствие МВФ, но вряд ли поможет украинским домохозяйствам и бизнесу;
- Украина сейчас продает Европе 3 млн. тонн зерна, а после заключения соглашения, согласованный объем составит 1 млн. тонн. Сейчас Украиной в Европе реализуется 300 000 тонн сахара; после соглашения – 30 000 тонн. Более того, ЕС гарантирует государственную поддержку для своих внутренних производителей (Общая сельскохозяйственная программа), но в соответствии с СА Украина не будет иметь права предложить аналогичную поддержку своим отечественным производителям.
- В металлургии Украине в рамках ВТО позволено сохранить субсидии для некоторых предприятий; по СА субсидии должны быть сокращены в два раза, и в конечном итоге прекращены.
Таким образом, в то время как освобождение г-на Луценко тепло приветствовалось в Брюсселе, не в последнюю очередь потому, что, как это представляется, оно возрождает перспективы привязать Украину к евро-атлантической ориентации через ловкий ход с заключением СА, ЕС не следует делить шкуру неубитого медведя.
На Банковой должны понять, что идти на президентские выборыв 2015 году со свободно гуляющей по стране г-жой Тимошенко, при том, что Украина будет обременена соглашением, от которого может быть больше расходов, чем пользы - это не самый очевидный путь ко второму сроку.
Есть свидетельства в пользу того, что украинская сторона это понимает. Премьер-министр Азаров в недавнем интервью ТВ Мир поставил под вопрос то, насколько требования ЕС о проведении широких внутренних реформ, были "объективными" и совместимыми с украинским суверенитетом. Здесь он прав. Безусловно, есть определенная степень лицемерия, когда настаивают на том, чтобы одна страна придерживалась европейских стандартов, в то время как в Европе незаконно захватывают частную собственность (банковские депозиты), и действуют в обход парламента для достижения своих целей.
Каким бы ни было решение Президента о г-же Тимошенко, ему было бы неплохо скептически взглянуть на европейские обещания.
Кто же может позабыть заявление (18 января, 2008) бывшего Председателя Европейского Центрального банка Жана-Клода Трише при вступлении Кипра в еврозону:
"Для такой небольшой открытой экономики, как Кипр, принятие евро обеспечивает защиту от международного финансового кризиса". Пять лет спустя Кипр охвачен финансовым кризисом, а страна лежит в руинах.
Греки, болгары, киприоты и многие другие познали это на собственном горьком опыте: остерегайтесь "европейцев" дары приносящих.
Киев должен действовать с осторожностью. К счастью, Украина имеет преимущество наличия альтернативных геополитических вариантов и определенное количество времени на своей стороне.