Насилие и санкции не приведут к положительному результату.

23/01/2025
Джеймс Джордж Джатрас
Заместитель директора АИУ

Кризис в Украине достиг опасной точки, не имеющей прецедентов в истории независимой Украины. С первыми летальными исходами Рубикон был пройден. Теперь стоит вопрос, пойдет ли Украина по пути гражданской войны – к которой некоторые, особенно так называемый «Правый сектор», открыто призывают, что в итоге приведет к потенциальному расколу страны – или лидеры с обеих сторон отойдут от края?

Лишь немногие питают надежду на разрешение кризиса путем переговоров – не в последнюю очередь из-за того, что основные лидеры оппозиции из «Батькивщины» и «УДАРа» фактически потеряли контроль над «своей стороной» улицы. Хотя можно задать логичный вопрос о выборе времени для принятия законов 16 января – когда число протестующих уменьшалось – трудно сказать, что эскалация насилия произошла лишь из-за содержания принятых законов. (Для сравнения, если бы вооруженные дубинками протестующие пытались занять правительственные здания в Вашингтоне или любой другой столице западного государства, им бы светило много лет тюрьмы по обвинению в особо тяжких преступлениях, а для их усмирения использовалось бы огнестрельное оружие).

Кажется, что на данном этапе у оппозиции лишь одна стратегия: придерживаться максималистских требований об отставке правительства (т.е. согласиться с угрозами Кличко «атаковать» по истечению 24-часового срока и назначить досрочные выборы, не предусмотренные Конституцией), санкциях западных стран против украинских чиновников и поддерживающих их олигархов, пока те не подчинятся. Тем временем, трудно избавиться от чувства, что даже если бы 16 января не были приняты законы, «Правый сектор» и группы единомышленников не ухватились бы за какой-то другой предлог для накала страстей и создания условий, «оправдывающих» санкции.

Эта стратегия – если ее можно так назвать – может иметь только один исход: загнать правительство в угол, когда единственной возможностью будет применение еще большей силы для восстановления общественного порядка, что приведет к еще большему количеству смертей и (можно надеется) еще большим и более жестким санкциям.

Но для чего? Действительно, может быть некоторое ужесточение санкций, уже начавшееся с аннулирования визы для чиновников и отмены приглашения для премьер-министра Азарова на участие в Давосском форуме. И все же никакие такие меры не дадут того результата, который требует оппозиция.

Рамки ответа Запада могут отображать тот факт, что даже самые ярые сторонники оппозиции возмущены действиями далеко не «мирных демонстрантов». Например, даже Госдепартамент США отмечает: «Агрессивные действия членов ультраправой группы «Правый сектор» неприемлемы, нагнетают обстановку на улицах и подрывают усилия мирных протестующих. Также мы осуждаем насилие со стороны неофициальных групп, известных как «титушки»».

Поднимая ставки в борьбе за абсолютную государственную власть, которая будет решаться насильственно на улицах, а не на избирательных участках в ходе плановых выборов, оппозиция неизбежно ввергнет Украину в пучину насилия без предсказуемого результата. Ничего хорошего не будет, если не обуздать эту нисходящую спираль.